Помощь родителям - вопросы и ответы

Балакина Любовь Борисовна,

педагог-психолог МБОУ — лицей № 10 г. Белгорода.

Уважаемые родители! Ваша помощь необходима детям в процессе адаптации к новым условиям обучения в пятом классе.

Помогать ребёнку нужно в следующих направлениях:

1. Формировать мотивацию учения.

2. Развивать любознательность и познавательный интерес.

3. Повышать уровень произвольности познавательных процессов.

4. Формировать свойства субъекта учебной деятельности.

И еще несколько моментов о сохранении здоровья детей, подготовке домашних заданий и о том, что должно насторожить родителей.

Сегодня помимо физического здоровья выделяют и психологическое здоровье, которое и включает как раз все эти компоненты.

Как сформировать мотивацию учения у детей? Часто нежелание учиться, нарушение взаимопонимания с учителем связано с тем, что ученик выбирает неверный мотив (игровой или же внешний мотив). Для того, чтобы выработать у ребёнка верный — учебный мотив (интерес к учёбе), нужно проявлять заинтересованность его школьными делами. Спрашивать не что получил, а что нового узнал, просить рассказать, что было интересно, а что нет. Такой интерес будет способствовать преобладанию положительных эмоций в отношении школы. За успехи в учёбе следует хвалить, причём не за оценки, а за знания. Всё это повлияет на развитие интереса к учению.

В семье должна быть, прежде всего, заинтересованность в развитии ребёнка. При этом не стоит сравнивать успехи вашего ребёнка с успехами других детей, а только с его собственными делами и достижениями. Подчёркивать всё, чему ребёнок уже научился и чему ещё может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении, несовершенстве. Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышает у любого ребёнка чувство собственной ценности и приводит к формированию позитивной самооценки.

Как развить любознательность? Заинтересовывать энциклопедиями, книгами, ходить в музеи, попутно рассказывая, расспрашивая о том, что узнал, увидел. Часто детям не хватает элементарных знаний о мире. Многие дети имеют сложности в усвоении нового материала. Для овладения знаниями в среднем звене у детей должны формироваться мыслительные операции. Для того, чтобы овладеть понятиями, нужно уметь анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать. В любое время можно выполнять упражнения «четвёртый лишний», обобщать и классифицировать предметы — что общего, чем отличаются.

Для того, чтобы иметь успех в учёбе, ему необходимо стать субъектом учебной деятельности. Он должен знать свои права и обязанности как ученика. Можно поговорить об этом с ребёнком в доверительной беседе. Родитель для ребёнка в 5 классе является авторитет. Родитель может рассказать, как слушать учителя, как выполнять домашние задания, за что ставится отметка, как проверять свою работу, как можно учиться на собственных ошибках, как подготовиться к контрольной работе, для чего вообще нужно учиться.

Кроме того, родителям очень важно формировать умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развивать уверенность в себе. А так же формировать представление ребёнка о себе как об умелом человеке с большими возможностями.

Уважаемы родители! Помните о следующем:

  • Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.

  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду.

  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более, не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) — плохая черта. От нее лучше избавиться уже в детстве.

Что необходимо знать родителям о выполнении домашнего задания?

 Объясните своему ребёнку, что домашнее задание — дело первоочередной важности. Помогите ему составить план выполнения домашней работы. Никакие другие занятия не должны мешать её выполнению.

 Не выполняйте домашнее задание за вашего ребёнка. Вместо этого дайте ему понять, что цель вашего присутствия — поддержка.

 Приучите своего ребёнка заблаговременно готовиться к контрольным работам. Не оставляете его на вечер накануне контрольной.

 Интересуйтесь работой вашего сына или дочери, просматривайте дневник и тетради. Попросите его (её) постоянно держать Вас в курсе школьных дел.

 Постарайтесь выяснить, с какими предметами Ваш ребёнок справляется без особого труда, а какие требуют определённых усилий. Наблюдайте за тем, что он делает, когда не понимает задании, или какого-либо определения.

 Создайте своему ребёнку спокойную обстановку для учёбы.

Сохраняем здоровье!

Выходя из начальной школы, наши дети сталкиваются с иным укладом школьной жизни — несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не одна учительница. В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим чадам, выполнять следующие правила.

 Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.

 Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.

 Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.

 Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.

 Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д.

 Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

Родителей должно насторожить, если...

— ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

— часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;

— часто плачет без очевидной причины;

— практически никогда не упоминает никого из одноклассников;

— очень мало говорит о школьной жизни;

— ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Родители! И в заключении о самом главном:

Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе и злу.

Если дети окружены насмешкой, он становятся застенчивыми и замкнутыми.

Если дети окружены стыдом, они постоянно чувствуют вину.