Гиперактивный ребенок. Рекомендации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Если у Вас в семье гиперактивный ребенок, необходимо создать условия, помогающие работать с его невнимательностью, перепадами настроения и повышенной двигательной активностью.

 

Помните, что поведение ребенка — это следствие функционирования его мозга, незрелости структур мозга, а не его баловство;

получите консультацию у нейропсихолога, невролога;

соблюдайте режим дня;

чередуйте время занятий и отдыха;

избегайте больших скоплений людей, шумных многолюдных праздников, т.е. мероприятий, которые могут перевозбудить ребенка;

выработайте для ребенка перед сном ритуал засыпания (например, принять ванну, почитать сказку, послушать спокойную музыку);

исключите длительный просмотр телевизора, длительную игру на компьютере;

занятия должны проходить в одном месте в квартире и желательно в одно и то же время;

делайте перерывы во время занятий;

старайтесь, чтобы ребенок завершил задание;

учитывайте, что ребенок продуктивнее занимается в начале дня, чем в конце;

не сравнивайте ребенка с другими детьми — только с самим собой (например, «Смотри, сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера...»);

поручайте ребенку какие-то дела, домашние обязанности — это учит его быть ответственным и планировать свои действия;

старайтесь не давать жестких запретов (говорите не про то, что нельзя, а что можно, и объясняйте или показывайте, как лучше это сделать);

не старайтесь всегда предотвратить последствия невнимательности, забывчивости ребенка (если ребенок привыкнет, что вы всегда контролируете его, он не научится самостоятельности и ответственности);

во время занятий рядом с ребенком не должно быть отвлекающих факторов;

больше поощряйте, хвалите ребенка не только за явные успехи (у гиперактивного ребенка их не всегда бывает много), но и за те усилия, которые он приложил;

повесьте дома памятки, напоминания о том, что ребенок будет делать;

вместе с ребенком планируйте выходные дни, праздники;

будьте последовательны в своих действиях (если чего-то требуете, то требуйте этого всегда);

заручитесь в воспитании помощью других членов семьи;

 

 

Гиперактивные дети — это чаще всего мальчики, поэтому им особенно необходимо отцовское участие и поддержка:

проговорите с бабушками, дедушками, что воспитание гиперактивного ребенка должно быть слаженным у всех членов семьи;

со стороны взрослых ребенок должен видеть пример ответственного поведения, контроля своих эмоций;

по возможности говорите кратко и ясно, избегая бурных эмоций;

старайтесь выявить таланты и способности в ребенке, чтобы он мог найти сферу для самовыражения;

запишите ребенка в спортивную секцию, чтобы он мог направить свою двигательную активность в позитивное русло и сбрасывал там эмоциональное напряжение (рекомендуется плавание, некоторые восточные единоборства);

не стремитесь, чтобы ребенок показывал высокие спортивные достижения, ведь у гиперактивного ребенка, как правило, недостаточно развита воля;

при поступлении гиперактивного ребенка в школу обратите внимание на выбор адекватной его возможностям программы и учителя, терпимого к темпераменту ребенка и не медлительного;

высказывайте ребенку принятие и понимание его;

выработайте свою схему поощрений и наказаний;

поощряйте правильное поведение и поступки;

не требуйте от ребенка сверх его возможностей: давайте посильные задания и поручения, учитывайте его возраст;

поощряйте в ребенке проявления сопереживания, помощи другому человеку;

для отработки навыков эффективного общения с гиперактивным ребенком посещайте занятия психолога в родительской группе;

всегда помните, что унизить, пристыдить, уличить, подавить ребенка грубым образом — это то же самое, что навсегда убить в нем совесть!;

не старайтесь полностью переделать ребенка, научите его и научитесь сами принимать и понимать состояние, направьте особенности ребенка в позитивное русло!

поведенческими и адаптационными проблемами.

 

 

— Ярославль: Ремдер, 2010. — С. 69-105.

3. Кочкина Л. В., Мочалова И. В. Диагностика и реабилитация детей с гиперкинетическими расстройствами. Методическое пособие. — Ярославль: Ремдер, 2004.