Статья Паспорт доступности

Л.С. Стебловская, директор МБОУ – лицей №10 г.Белгорода,
И.М. Узянова, заместитель директора по УВР МБОУ – лицей №10 г.Белгорода
     
В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области (далее - постановление) «О проведении паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Белгородской области» с сентября 2013 года в МБОУ – лицей №10 г. Белгорода, как и во всех образовательных организациях, была осуществлена паспортизация доступности объекта. Целью паспортизации объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) является выявление уровня доступности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха и других маломобильных групп населения указанных объектов и создание на основании достоверной и полной о них информации единого Реестра объектов социальной инфраструктуры, доступных для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха и других маломобильных групп населения, и определения необходимой адаптации ОСИ.
    Паспорт доступности является необходимым документом для объективизации и систематизации информации о доступности объектов и услуг в приоритетных для инвалидов сферах жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии.
    Постановлением был определен Порядок паспортизации. На основании его  Управление образовании администрации города Белгорода в своем приказе обозначило необходимые сроки паспортизации и сроки предоставления соответствующих документов.
     Работа по составлению паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (далее ОСИ) в лицее была начата руководством с тщательного изучения основополагающих документов: соответствующего постановления Правительства Белгородской области и «Методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» (далее Методика).
    Для оформления паспорта доступности нашего общеобразовательного учреждения, в соответствии с приказом по Учреждению, была определена рабочая группа. В ее состав вошли: заместитель директора по административно-хозяйственной части (руководитель группы); заместитель директора, курирующий вопросы здоровьесбережения; куратор центра психолого-педагогического медико-социального сопровождения на базе лицея; социальный педагог. Рабочей группе в соответствии с рекомендациями предстояло проанализировать состояние всех объектов ОСИ с позиции доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа и в соответствии с постановлением были оформлены документы, форма которых определена вышеуказанной Методикой:
- паспорт доступности ОСИ;
- реестр ОСИ с приложением «Информация о соблюдении требований по доступности спортивных сооружений в ОСИ».
    В процессе обследования рабочая группа анализировала ОСИ в следующих направлениях:
- досягаемость образовательного учреждения;
- беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест обслуживания участников образовательного процесса;
- своевременность получения инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги.
    Паспортизация объекта позволило рабочей группе определить проблемные зоны нашей организации, снижающие степень доступности для инвалидов. По итогам паспортизации были определен перечень управленческих решений для адаптации основных структурных элементов лицея. По каждой из структурно – функциональных зон объекта было принято решение о необходимых видах работ для адаптации зоны: не нуждается; ремонт (текущий, капитальный); индивидуальное решение с техническим средствам реабилитации; технические решения невозможны – организация альтернативной формы обслуживания.
Решение принималось по следующим зонам объекта:
- территория, прилегающая к зданию (участок);
- вход (входы) в здание;
- путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
- зона целевого назначения (целевого посещения объекта);
- санитарно-гигиенические помещения;
- система информации на объекте;
- пути движения  к объекту (от остановки транспорта);
- все зоны и участки.
В соответствии с паспортом ОСИ, в нашем лицее состояние доступности основных структурно-функциональных зон (п.3.4. паспорта) соответствует показателю ДП-В, т.е. «доступно полностью всем». Лишь две зоны («Пути движения внутри здания»  и «Система информации и связи на всех зонах») получили оценку ДП-И – «доступно полностью избирательно». Высокий уровень доступности нашего Учреждения для инвалидов связан с тем, что  подготовка к приему детей с ОВЗ началась в 2012 г. в рамках реализации долгосрочной целевой программы Белгородской области «Доступная среда на 2011–2015 гг.».  Здание было оборудовано пандусами, санитарно-гигиеническими зонами, расширены дверные проемы в помещениях, оборудованы визуальные и звуковые сигналы оповещения, созданы условия для психолого-педагогической реабилитации учащихся. Однако, внутри здания отсутствует пассажирский лифт или подъемник. В управленческом решении  паспорта ОСИ мы предусмотрели, что в случае пребывания на занятиях инвалида-колясочника будет принято «индивидуальное решение с техническим средством реабилитации» конкретно к каждому ребенку.
К системе информации на объекте отнесены устройства, средства информации, связи и их системы. С учетом особых требований к ним для инвалидов с особенностями восприятия (нарушениями сенсорных функций: зрения, слуха), должны быть представлены как минимум 3 вида устройств и средств информации на объекте: визуальные, акустические и тактильные средства. Системы средств информации должны быть комплексными – для всех категорий инвалидов и соответствовать нормативным документам по стандартизации. Проанализировав ситуацию выяснили, что в учреждении нет только тактильной информации, которая необходима инвалидам с выраженными нарушениями зрения или полной потерей зрения. Данная категория детей в настоящее время не обучается в нашем Учреждении, поэтому, как и в ситуации с подъемниками внутри здания, было принято управленческое решение о принятии мер в индивидуальном порядке.
    После заполнения соответствующей документации, сведения были переданы учредителю учреждения, а он в свою очередь, предоставил ее в органы социальной защиты населения. Именно там сосредоточены сведения о состоянии доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Далее информация используется для наполнения модуля «Интерактивная карта доступности объектов» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Эта карта доступности необходима для получения гражданами с различными ограничениями жизнедеятельности исчерпывающей информации о возможности посещения объектов социальной инфраструктуры.
    Координатором проведения паспортизации объектов социальной инфраструктуры на территории Белгородской области является департамент здравоохранения и социальной защиты населения области. На основании материалов паспортизации, направляемых ОСИ в органы исполнительной власти области, разрабатывается перечень необходимых мер, которые призваны обеспечить доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
    В соответствии с долгосрочной целевой программой Белгородской области «Доступная среда на 2011-2015 годы» в области активно осуществляются мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов. Все изменения степени доступности ОСИ в месячный срок направляются в органы социальной защиты населения (комплексные центры социального обслуживания населения). Для этого руководитель рабочей группы заполняет  соответствующую анкету к паспорту доступности.
    В Порядке проведения паспортизации указано, что контроль реализации мероприятий по адаптации объектов социальной инфраструктуры осуществляют органы исполнительной власти и государственные органы области, администрации муниципальных районов и городских округов в ходе проведения плановых проверок.
    Нам паспортизация позволила не только осознать степень доступности для инвалидов, но и разработать, а также реализовать, необходимые меры по адаптации нашей территории для тех, кто нуждается в нашем внимании и поддержке.