Статья К инклюзиву готовы!

Л.С. Стебловская,

директор МБОУ - лицей № 10 г.Белгорода;

Е.В. Евсюкова,

зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ - лицей № 10 г.Белгорода;

И.М. Узянова,

педагог-психолог МБОУ - лицей № 10 г. Белгорода

Сегодня детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) совсем не обязательно учиться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. При желании многие из них могут посещать обычные общеобразовательные учреждения вместе со своими сверстниками.

Информация о школе

Лицей № 10 г. Белгорода ведет свою историю с 1975 г. На сегодняшний день это одно из крупнейших учреждений полного общего образования в Белгородской области: здесь учатся более 1200 учеников, работают 107 педагогов, почти половина из которых имеют высшую квалификационную категорию. Лицей является победителем областного конкурса «Школа года» (2003), конкурса образовательных учреждений в рамках ПНП «Образование» (2006), Всероссийского конкурса «Лига школ РОСНАНО».

Конечно, для инклюзивного образования нужны особые условия: архитектурная доступность здания и помещений, специальные учебные пособия, а также педагоги, умеющие работать с такими детьми. Кроме того, с обучающимися и их родителями необходимо предварительно провести просветительскую работу – к сожалению, далеко не все родители хотят, чтобы их дети сидели за одной партой с инвалидами.

В нашем лицее подготовка к приему детей с ОВЗ началась в 2012 г. в рамках реализации долгосрочной целевой программы Белгородской области «Доступная среда на 2011–2015 гг.». Несмотря на то, что лицей работает по программам повышенной сложности, в прошлом учебном году у нас обучалось 13 детей с ограниченными возможностями здоровья. Трое из них с нарушением опорно-двигательного аппарата и 10 детей – инвалидов, имеющих другие виды нарушений.

В этом году мы ждем, что в нашем лицее будут учиться дети, передвигающиеся на инвалидных колясках. Специально для них мы установили пандусы на лестницах при входе в здание и на первом этаже (предполагается, что такие дети будут учиться только на первом этаже), а также расставили в классах мебель так, чтобы они могли свободно перемещаться между рядами и пользоваться доской.

Сенсорная комната

Поскольку дети с ОВЗ должны в лицее не только учиться, но и проходить реабилитационные процедуры, мы оборудовали для них сенсорную комнату. В ее обстановку входят ковер «Звездное небо», гребень «Звездный дождь», воздушно-пузырьковая колонна «Стелла», световой модуль для рисования песком «Радуга», сухой бассейн с подсветкой «Коралл» и установка для ароматерапии «Эфа».

Ковер «Звездное небо» это особая ткань черного цвета, которая крепится на потолке или на стене. Если «Звездное небо» растянуть на стене, то у детей появляется возможность его потрогать. В ковер встроены фибероптические волокна, которые могут создать эффект мерцающего неба, северного сияния, падающей кометы и т. п. Мы используем такой ковер для проведения релаксационных сеансов, коррекции зрения и развития мелкой моторики.

Гребень «Звездный дождь» представляет собой водопад фибероптических волокон, постоянно меняющих цвет. Волокна совершенно безопасны: дети могут перебирать их руками, обнимать и даже лежать на них. Как и ковер «Звездное небо», гребень «Звездный дождь» крепится на потолке или стене. Переливающиеся цвета обычно привлекают внимание детей и успокаивают их.

Воздушно-пузырьковая колонна «Стелла»это колонна с подсветкой, наполненная водой, в которой под воздействием поднимающихся вверх воздушных пузырьков движутся рыбки. Добиться максимального успокаивающего эффекта можно, если колонна работает в полной тишине, когда хорошо слышен звук поднимающихся пузырьков.

Большая светозвуковая панель «Бесконечность» дает психологу богатейшие возможности не только для релаксации детей, но и для активизации внимания, повышения познавательного интереса, развития (восстановления) у них различных функций и навыков. Панель представляет собой короб, имитирующий два бесконечных туннеля на миниэлектролампах. Внешний квадратный туннель управляется с выносного пульта (тактильный режим). Внутренний круглый туннель управляется внешними звуками, издаваемыми человеком: хлопок в ладоши, топанье ногой, крик и т.п. Панель реагирует на эти звуки, что вызывает особую радость у детей.

Инклюзивное образование имеет большое воспитательное значение для учащихся, не имеющих отклонений в здоровье: у них формируются такие личностные качества, как терпимость, толерантность, сочувствие, взаимопомощь и т.д.

Всем детям, независимо от возраста, очень нравится световой модуль для рисования песком «Радуга». По форме это обычный деревянный короб. Внутри него находятся светодиодные матрицы, сверху лежит безопасное стекло, а на него насыпан кварцевый сок. Если на песке что-нибудь нарисовать или написать, рисунок снизу будет подсвечиваться разными цветами. Световой модуль предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения и игровой терапии.

Сухие бассейны сегодня есть во многих детских садах, школах и больницах. Особенность нашего бассейна в том, что он наполнен мягкими прозрачными шариками, которые подсвечиваются минипрожекторами с низковольтными источниками света. Шарики создают эффект массажа, снимают мышечный тонус, помогают ребенку расслабиться.

Установка для ароматерапии «Эфа» предназначена для проведения сеансов ароматерапии и представляет собой компактный генератор ультразвукового распыления эфирных масел, которые оказывают успокаивающее, восстанавливающее, стимулирующее и антибактериальное действие.

Пребывание в сенсорной комнате воздействует на все органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние) и кожа (осязание). Сочетание различных стимулирующих факторов (света, музыки, запахов, тактильных ощущений) способствует нормализации психического, психологического и эмоционального состояния, снимает усталость, стрессы, становится мощным реабилитационным средством для устранения последствий различных травм.

Занятия в сенсорной комнате делятся на плановые и внеплановые. Плановые занятия, в первую очередь, проводятся с детьми с ОВЗ. Для них, на основании индивидуальных программ, разработанных членами психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения, определяется частота и период посещения сенсорной комнаты, время занятий, содержание коррекционно-развивающей деятельности. Также плановые занятия проходят в рамках программ внеурочной деятельности социально-психологической направленности (в соответствии с ФГОС второго поколения). В течение года в помощи и поддержке психологов нуждается большое количество обучающихся, в том числе с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В таком случае занятия осуществляются внепланово.

Информация о занятиях в сенсорной комнате заносится в журнал, который также составляется в начале учебного года по следующей форме:

 

 

Ф.И.О., возраст и класс, в котором учится ребенок

Дата проведения сеанса

Время проведения сеанса

Форма сеанса (групповая, индивидуальная)

Вид сеанса (первичный, повторный)

Цель сеанса

Ф. И. О. ответственного за проведение сеанса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время проведения занятий в сенсорной комнате устанавливается в зависимости от возраста и физических особенностей обучающихся: для первоклассников это, как правило, 20–25 мин; для обучающихся 2–3-х классов – 25–30 мин; для обучающихся 4–6-х классов – 30–35 мин; для обучающихся 7–11-х классов – от 30 до 40 мин. Педагоги также могут посещать сенсорную комнату. Сеансы для них длятся от 25 до 45 мин.

Занятия в сенсорной комнате являются частью индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий с каждым ребенком. Они могут проводиться не только до и после уроков, но и во время них (например, когда все обучающиеся класса занимаются физкультурой, ребенок с ОВЗ может посетить сенсорную комнату)[1].

Кабинет биологически обратной связи

Помимо сенсорной комнаты, мы оборудовали кабинет биологически обратной связи (БОС). В него входят логотерапевтический комплекс, предназначенный для совершенствования и коррекции речевой функции здоровых детей и детей с ОВЗ, а также комплекс для коррекции психоэмоционального состояния, который рекомендуется использовать в психотерапевтической практике для предупреждения формирования дистрессов (длительных стрессов) у детей, в лечении психосоматических депрессивных и навязчивых состояний, в случае гиперактивного поведения, а также для общей и специфической тренировки на расслабление, снятие стресса, головных болей, блокировки страхов и напряжения.

Занятия в кабинете БОС проводят педагоги-психологи и учителя-логопеды, прошедшие специальное обучение в Институте биологически обратной связи в г. Санкт-Петербурге.

Приводить ребенка в сенсорную комнату и кабинет обратной биологической связи лучше после консультации с врачом. Во время занятий в комнате обязательно должен присутствовать взрослый.

Приобретая оборудование для сенсорной комнаты, нужно иметь в виду, что оно не всегда бывает хорошего качества. Более того, иногда в комплекте с основным оборудованием нет крепежа, что создает проблемы при его монтировании, поэтому прежде чем оплатить покупку, нужно все тщательно осмотреть и проверить.

К сожалению, это не единственная проблема, с которой мы столкнулись, организуя в нашем лицее инклюзивное образование. Несмотря на то, что мы хорошо подготовились к приему инвалидов-колясочников (даже приобрели автомобиль марки ГАЗ-384051 с подъемником, с помощью которого коляска легко заезжает в салон), родители не спешат отпускать своих детей в лицей.

С одной стороны, родителей можно понять: им нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что их дети, до того занимающиеся дома, теперь могут обучаться со сверстниками, а с другой – социализация детей с ОВЗ должна начинаться как можно раньше. Поэтому с нового учебного года с такими родителями будет проводиться просветительская работа.

Кадры

Полноценное инклюзивное образование невозможно без квалифицированных специалистов. В настоящее время в нашем лицее работают три педагога-психолога, два социальных педагога и два учителя-логопеда. Кроме того, детей с ОВЗ регулярно наблюдают медицинская сестра и врач-педиатр – работники детской поликлиники.

Поскольку работа учителя в инклюзивных классах имеет свою специфику, мы создали условия для повышения профессиональной компетентности наших учителей в вопросах организации обучения детей с ОВЗ внутри лицея. В прошлом году мы проводили с ними тренинговые занятия и индивидуальное консультирование. Это, кстати, очень помогло и тем учителям, которые ходят к детям-инвалидам на занятия домой.

В новом учебном году мы планируем оборудовать фито-бар для получения кислородных коктейлей, принять на работу психоневролога, психотерапевта и учителя-дефектолога, а также создать материально-техническую и методическую основу для создания в нашем лицее центра психолого-медико-социального сопровождения.

Сейчас сложно сказать, удастся ли нам осуществить задуманное, но мы работаем, не стоим на месте и потому очень надеемся, что проект себя оправдает.



[1] Об использовании сенсорной комнате в психологической работе см.: Справочник педагога-психолога. Школа. 2013. № 1. С. 68.